Обществознание

История России

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и опирается на стандарт основного общего образования. Программа включает материал по истории России с древнейших времен до конца XIX века для 10 класса, и историю нашей страны с конца XIX до начала XXI века – для 11. Обе части программы рассчитаны на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

В старшей школе в основу принципов отбора содержания исторического образования должен быть положен проблемно-хронологический принцип. Особое внимание следует уделить историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и в мире. Внимание следует уделить не только политической, но и социальной истории, обращение к которой способно воспитать личность, сознающую объективную необходимость самоограничения и деятельного участия в общественной жизни. Изучение истории в старшей школе предусматривает решение следующих задач:

• формирование исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

• формирование умения на историческом опыте находить свою позицию в мире мультикультурности и поликонфессиональности, быть толерантным и открытым к социальным коммуникациям;

• выработка основ исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма;

• формирование системы позитивных гуманистических ценностей, гуманитарной культуры с помощью анализа исторического опыта человечества;

• усвоение интегративной системы знаний об истории человечества, отмечая место и роль России во всемирно-историческом процессе;

• выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

• развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов

Задачи курса «История России» в 10-11 классах:

• выявить актуальные проблемы исторического развития России, ключевые моменты истории, оказавшие существенное влияние на жизнедеятельность российского народа;

• определить основные этапы развития нашей страны на протяжении ее более чем 1000-летней истории;

• на примерах из различных эпох показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории.

• уяснить, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии;

• показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;

• обратить внимание на тенденции развития мировой и отечественной историографии. Определить место и роль российской истории и историографии в мировой науке;

• проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последние два десятилетия.

Всеобщая история

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории. Опирается на стандарт основного общего образования по истории. Программа включает материал по Всеобщей истории с древнейших времен до начала XXI века, составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данных предметов по базисному учебному плану.

В предлагаемой программе представлены разделы:

История Древнего мира (с древнейших времен до конца V в. н. э.); История Средних веков (с конца V в. до рубежа XV–XVI вв.); Новая история (конец XV – конец XVIII в.); Новая история (XIX – начало XX в.) – 10 класс, Новейшая история (XX – начало XXI века) – 11 класс.

В старших классах общеобразовательной школы предполагается изучение истории на более высоком уровне, чем в основной школе. При этом решаются следующие задачи: формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, о месте в ней истории России, населяющих ее народах; развивать у старшеклассников умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним; способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур; создать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования. Названные задачи решаются с опорой на историческую и обществоведческую подготовку учащихся в основной школе. Вместе с тем характер изучения истории на старшей ступени школы меняется. Курсы истории для 10-11 классов строятся по проблемно-хронологическому или проблемному принципу. Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного развития России и мира. Особенностью изучения истории в старших классах является более широкое, чем на предшествующей ступени обучения, привлечение исторической литературы и источников. Школьники знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, учатся определять и аргументировать свое отношение к историческим и современным событиям и их участникам. При этом используются знания и умения, полученные на уроках обществознания.

Основные цели курса:

• выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре различных народов, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.

Обществознание

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования и авторской программы редакцией Л. Н. Боголюбова. Опирается на стандарт основного общего образования по обществознанию. Обе части программы рассчитаны на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Основные цели курса:

1. развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;

2. интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

3. освоение системы знаний об экономической, и иных видах деятельности людей об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования;

4. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

5. освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

6. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;

7. для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения.